Александровский муниципальный округ Бардымский муниципальный округ Березовский муниципальный округ Большесосновский муниципальный район Верещагинский городской округ Гайнский муниципальный округ Горнозаводский городской округ Город Березники Город Кунгур Город Пермь Городской округ "Город Кизел" Городской округ "Город Кудымкар" Гремячинский городской округ Губахинский городской округ Добрянский городской округ Еловский муниципальный округ ЗАТО Звездный Ильинский городской округ Карагайский муниципальный округ Кишертский муниципальный округ Косинский муниципальный округ Кочевский муниципальный округ Красновишерский городской округ Краснокамский городской округ Кудымкарский муниципальный округ Куединский муниципальный округ Кунгурский муниципальный район Лысьвенский городской округ Нытвенский городской округ Октябрьский городской округ Ординский муниципальный округ Осинский городской округ Оханский городской округ Очерский городской округ Пермский муниципальный район Сивинский муниципальный округ Соликамский городской округ Суксунский городской округ Уинский муниципальный округ Чайковский городской округ Частинский муниципальный округ Чердынский городской округ Чернушинский городской округ Чусовской городской округ Юрлинский муниципальный округ Юсьвинский муниципальный округ
Вернуться к списку
СТАТИСТИК 2.0 — КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ

Всего несколько лет назад будущее статистического образования в России находилось под большим вопросом. Необходимость думать о будущем и формировать стандарты для статистиков XXI века заставляет Росстат переходить к решительным действиям.

Перспективы развития статистического образования в России стали центральной темой прошедшего 8 июня заседания Общественного совета при Росстате. Участие в обсуждении приняли представители ведущих вузов, компаний-работодателей и экспертного сообщества.

По оценке Росстата, сегодня более 100 тысяч человек в стране могут назвать себя статистиками или специалистами по работе с данными. Они заняты в органах власти, частном бизнесе, банках и страховых компаниях, профессиональных ассоциациях и СМИ. Профессия статистик, или data scientist, входит в число самых перспективных, по оценке ведущих международных консалтинговых компаний.

Однако еще пять лет назад будущее статистического образования в России находилось под большим вопросом. В 2018 году российские вузы не выпустили ни одного выпускника по программе «Статистика». При этом спрос на специалистов, умеющих работать с данными, стремительно рос и продолжает расти.

«Очевиден запрос на возрождение статистического образования. Есть идеи со стороны вузов и спрос со стороны государства, бизнеса и общества. Генерация данных идет с огромной скоростью, а вот в подготовке специалистов, которые могут расшифровать цифры, проследить взаимосвязи и дать определенную картину, наблюдается кризис», — считает председатель Общественного совета при Росстате Андрей Клепач.

На этом фоне в Росстате от простой констатации дефицита кадров в органах статистики решили перейти к решительным действиям сразу по нескольким направлениям.

«Надо научиться искать таланты внутри системы и вне ее. Чтобы обеспечить подготовку современных статистиков, мы видим два больших направления работы: взаимодействие с вузами и создание системы повышения квалификации внутри Росстата. Это позволит сформировать эффективную систему подготовки кадров», — уверен глава Росстата Павел Малков.

В Росстате уже запущено несколько программ внутреннего обучения: образовательный фестиваль «Лидеры Росстата», обучающие программы «Клик», «Statistics MBA» и другие. Объединит уже начатые образовательные инициативы Росстата программа «Импульс», направленная на развитие компетенций и навыков, создание кадрового резерва, а также формирование системы кадровых и профессиональных лифтов.

Среди наиболее важных проектов, позволяющих вернуться к качественному статистическому образованию, Павел Малков отметил возрождение на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова профильного института — МЭСИ, а также расширение программы сотрудничества с федеральными и региональными вузами.

К июню 2021 года Росстатом подписано более 25 соглашений, в том числе с шестью ведущими российскими университетами и академиями: МИРЭА, Финансовый университет, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РГСУ, РАНХиГС. К 2024 году органы статистики планируют реализовывать программы сотрудничества с более чем 50 региональными и федеральными вузами страны.

В Росстате ожидают, что уже в ближайшее время в 16 российских вузах будут готовить специалистов по направлению «статистика», а МЭСИ станет флагманом статистического образования в России и СНГ.

«Уже издан приказ о формировании МЭСИ, идет наполнение его структуры, которая будет состоять из трех элементов: образовательного, научного и инфраструктурного», — отметил проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Виталий Минашкин.

Он подчеркнул, что в структуру МЭСИ войдут недавно созданный факультет Data Science, а также несколько научных подразделений: лаборатории «Социально-демографическая статистика», «Количественные методы исследования регионального развития» и Центр статистики и науки о данных.

Участвовавшие в обсуждении представители бизнеса указали на ряд принципиальных компетенций для современного аналитика, работающего со статистической информацией.

По мнению директора по развитию отношений с органами государственной власти X5 Group Станислава Богданова, современный статистик должен уметь находить и предлагать новые решения, искать пути оптимизации существующих процессов, иметь собственное бизнес-видение и постоянно продолжать обучение.

«Как работодателю нам важно, чтобы сотрудник умел обрабатывать большие объемы информации, формировать отчеты, визуализировать данные», — отметил Станислав Богданов.

С ним солидарен исполнительный директор по исследованию данных SberAI Михаил Степнов.

«Все, что мы заложим в обучающие программы сегодня, через 20–30 лет будет устаревшим. Это нужно осознавать. Самое главное, что дает образование — это возможность научиться учиться. Научиться решать разноплановые задачи и не бояться браться за те, что кажутся непосильными», — заметил Михаил Степнов.

Когда

10 июня 2021, 17:06